Перейти к основному содержанию
11 / 51
Требуемые условия завершения

Основное условие применимости.

Для возможности физико-математического описания движения жидкостей и газов (и, соответственно, для применения CFD) требуется, чтобы эти среды представляли собой сплошную среду.

  • Сплошная среда (континуум). Среда может быть описана непрерывными и дифференцируемыми функциями для таких параметров, как скорость, плотность, давление или температура.
  • Условие континуума. Чтобы считать среду сплошной, необходимо иметь возможность абстрагироваться от дискретной атомно-молекулярной структуры вещества.

Критерий Кнудсена (Kn).

Условие применимости метода определяется числом Кнудсена (Kn), которое представляет собой отношение: \text{Kn} = \frac{\text{Средняя длина свободного пробега} (\lambda)}{\text{Характерный размер задачи} (L)}

  1. Средняя длина свободного пробега (\lambda): Расстояние, на которое в среднем перемещаются микрочастицы (атомы, молекулы) между столкновениями с другими частицами.
  2. Характерный размер задачи (L): Расстояние в пространстве, на котором параметры течения (скорость, давление, температура) претерпевают существенные изменения (например, гидравлический диаметр трубы или радиус цилиндра при обтекании).

Граница применимости CFD:

Метод вычислительной гидродинамики применим только в том случае, когда число Кнудсена имеет значение много меньше единицы (Kn << 1).

  • Это условие является базовым предположением для построения теоретических гидродинамических моделей и, следовательно, для численной реализации этих моделей в CFD.

.

 

Случаи неприменимости.

В тех случаях, когда число Кнудсена имеет значение порядка единицы или более (Kn > 1), методы теоретической и вычислительной гидродинамики не могут гарантировать адекватного результата.

  • Примеры таких задач: течение газа в микроканалах, диаметр которых меньше средней длины свободного пробега, или задачи высотной аэродинамики в разреженных слоях атмосферы.
  • Для решения этих задач исследователи используют инструментарий гидродинамики разреженных газов, который обычно основан на численном решении кинетического уравнения Больцмана.

Широкий круг задач.

Несмотря на теоретические ограничения, в подавляющем большинстве задач инженерного проектирования, связанных с расчётами газовых или жидкостных потоков, предположение о сплошности среды выполняется с высокой степенью точности.

Благодаря этому CFD может быть использована для решения очень широкого круга инженерных и научных задач в самых разных отраслях, таких как автомобилестроение, авиа- и ракетостроение, судостроение, двигателестроение, атомная энергетика, медицина, прогнозирование погоды и моделирование космических объектов.

Открыть в новом окне