1.2.4 Область применимости CFD
Основное условие применимости.
Для возможности физико-математического описания движения жидкостей и газов (и, соответственно, для применения CFD) требуется, чтобы эти среды представляли собой сплошную среду.
- Сплошная среда (континуум). Среда может быть описана непрерывными и дифференцируемыми функциями для таких параметров, как скорость, плотность, давление или температура.
- Условие континуума. Чтобы считать среду сплошной, необходимо иметь возможность абстрагироваться от дискретной атомно-молекулярной структуры вещества.
Критерий Кнудсена (
).
Условие применимости метода определяется числом Кнудсена (
), которое представляет собой отношение: 
- Средняя длина свободного пробега (
): Расстояние, на которое в среднем перемещаются микрочастицы (атомы, молекулы) между столкновениями с другими частицами. - Характерный размер задачи (
): Расстояние в пространстве, на котором параметры течения (скорость, давление, температура) претерпевают существенные изменения (например, гидравлический диаметр трубы или радиус цилиндра при обтекании).
Граница применимости CFD:
Метод вычислительной гидродинамики применим только в том случае, когда число Кнудсена имеет значение много меньше единицы (
<< 1).
- Это условие является базовым предположением для построения теоретических гидродинамических моделей и, следовательно, для численной реализации этих моделей в CFD.
.
Случаи неприменимости.
В тех случаях, когда число Кнудсена имеет значение порядка единицы или более (
> 1), методы теоретической и вычислительной гидродинамики не могут гарантировать адекватного результата.
- Примеры таких задач: течение газа в микроканалах, диаметр которых меньше средней длины свободного пробега, или задачи высотной аэродинамики в разреженных слоях атмосферы.
- Для решения этих задач исследователи используют инструментарий гидродинамики разреженных газов, который обычно основан на численном решении кинетического уравнения Больцмана.
Широкий круг задач.
Несмотря на теоретические ограничения, в подавляющем большинстве задач инженерного проектирования, связанных с расчётами газовых или жидкостных потоков, предположение о сплошности среды выполняется с высокой степенью точности.
Благодаря этому CFD может быть использована для решения очень широкого круга инженерных и научных задач в самых разных отраслях, таких как автомобилестроение, авиа- и ракетостроение, судостроение, двигателестроение, атомная энергетика, медицина, прогнозирование погоды и моделирование космических объектов.